Учитель-логопед первой категории Табулдина Лэйсэн Исламовна
Лексическая тема:
« Моя Родина».
Приоритетные образовательные области: социально-коммуникативная; познание; речевое развитие.
Цель: автоматизация звука Р изолированно, в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: :продолжить знакомство детей с понятием «Родина» и однокоренными словами ;закрепить знания символов нашей страны России и нашей республики Башкортостан, развивать познавательные способности, продолжать учить детей правильно произносить звук Р изолированно, в слогах, словах и фразовой речи.
Коррекционно-развивающие: развивать фонематические процессы, память, внимание, мышление, просодику, навыки словообразования, упражнять в правильном произнесении слов сложной слоговой структуры, умение составлять сложные предложения
Коррекционно- воспитательные: Расширять представления детей о родном крае, культуре и традициях людей разных национальностей, живущих в Башкортостане. Воспитывать любовь к родному краю, умение видеть прекрасное, гордится своей страной.
Материалы и оборудование: ИКТ -компьютер, лэпбук , иллюстрации флага и герба России и Башкортостана, портреты президентов России и Башкортостана , куклы в национальных костюмах, флажки на подставке, конверты с заданием (флаги) -полоски для составления флагов (красный, белый, синий, зеленый) для каждого ребенка , музыкальные инструменты: деревянные ложки, бубен, дудочка, балалайка, курай, мнемотаблица, индивидуальные зеркала.
Предворительная работа
Чтение рассказа «Наше отечество» К. Д .Ушинский; знакомились с колоритом,орнаментом,особенностями национальных народных костюмов; знакомство с музыкальным инс
Ход организованной образовательной деятельности:
Организационный момент. Звучит куплет песни « С чего начинается Родина?» (в исполнении Валерии). Дети заходят в кабинет, становятся в круг, берутся за руки.
- Доброе утро ребята! Дружба начинается с улыбки! Давайте подарим друг другу самую добрую улыбку. (Дети смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую улыбку (по очереди)). Подарите улыбки и нашим гостям Логопед: Давайте произнесем нашу речевку :
Дети Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать все правильно и внятно,
чтоб было всем понятно. Мы будем разговаривать, мы будем выговаривать Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
Дыхательная гимнастика
Красиво разговаривать нам поможет дыхательная гимнастика.
Вдохнули глубоко-
Нам прекрасно и легко.
Выдох через рот-
Мы здоровы вот .
Вдох и выдох повтори.
И к учебе примени.
Нам дышится легко и глубоко.
Компьютерная распевка гласных звуков .
А-У-А-О-А-И Поются протяжно..-АОУИЭ-АОУИЭ Поются быстро, отрывисто- по 2 раза.
Гимнастика для глаз
Посмотрите далеко, посмотрите близко
Посмотрите высоко, посмотрите низко.
Руку правую веду, а потом веду другую.
И огромный, круглый шар
Я глазами нарисую.
Общая моторика Звучит музыка. С.Ротару « Родина моя»
Дети выполняют движения с речью
Я ты ,он, она ,Вместе целая страна.
Вместе дружная семья .
В слове мы сто тысяч я.
Большеглазых , озорных,
Черных рыжих, и льняных,
Грустных и веселых
В городах и селах
Основная часть. – Логопед Стихи о Родине.
Очень много слов на свете,
Как снежинки у зимы.
Вот возьмем к примеру эти:
Слово «Я» и слово «Мы».
«Я» на свете одиноко.
В «Я» не очень много проку.
Одному или одной
Трудно справиться с бедой.
Слово «Мы» сильней на свете.
Мы- семья.
Мы- народ.
Мы едины,
Вместе мы непобедимы. И одна у нас Родина.Вот что написал о Родине К.Д.Ушинский. Наше отечество.
Наше отечество, наша родина- матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому ,что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное; а матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов.
Много есть на свете, и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.
Родиной мы называем страну, в которой живем. Наша Родина – Россия. Это очень большая страна, и живут в ней разные народы. Говорят, что наша Родина ,многонациональная . Посмотрите на кукол. В каких красивых нарядах стоят они .Здесь куклы разных национальностей. Какие вы знаете национальности? Давайте назовем Дети отвечают
Нас всех россиян объединяет русский язык, общие традиции и праздники. Здесь на родине живут наши мамы и папы, бабушки и дедушки, наши друзья. Все они разговаривают на родном языке, понимают друг друга, заботятся друг о друге. Куда бы не поехал человек, он мечтает вернуться на родину, где его всегда ждут и любят.
- Ребята, в народе говорят «Самое дорогое, что есть у человека- это мама и Родина». А что такое Родина для каждого из вас ? (Ответы детей)
Дети: Это то место где родился, где вырос, это мой дом, мама и папа, моя семья, друзья, это моя страна…
Логопед: - Действительно, мы с вами будем говорить о нашей великой и прекрасной Родине. Как называется наша Родина? Имя нашей Родины, конечно, знаете вы. Давайте произнесем ее хором – Россия, Русь. Дети хором А мы живущие в ней –Россияне.(слоговое проговаривание)
На какой планете находится наша Родина - Россия? (На планете Земля).
Как называется материк, на котором находится наша страна? (Евразия). Наша Родина большое и красивое государство. В словах Родина, Русь Россияне, Евразия какой звук мы часто слыщим и произносим? Правильно звук Р.
Логопед: Правильно.В каждом слове есть звук Р.Звук Р стоит в начале слова или в конце?
Дети отвечают полным ответом.
Артикуляция
Логопед: вспомним артикуляцию и правильно произнесем наш звук Р Зубы сближены, но несоприкасаются . Губы в улыбке , широкий, расслабленный язык в форме «Чашечки» . Делаем упражнение «Грибочек»
Компьютерная игра « Сказка о веселом языке» ( Комплекс артикуляционных упражнений для звукв Р-« Бегемотик», «Лягушка», «Хоботок», «Змейка», « Лошадка») Дети выполняют
Звукопроизношение
Компьютерная игра .Логопедическое видео. Автоматизация Звука Р
Логопед А теперь произнесем красиво, четко и неторопливо слова- Родина, Россияне ,Русь, Рождение. Следим за правильным произношением звука Р
Дети повторяют
Слоговая структура .
Логопед Есть слова похожие на слово Родина - они называются родственными, однокоренными. Внимательно послушайте слова : род, родимый, родная, родился, рождение. Какой звук чаще всего произноситься в этих словах?Дидактическая игра: Слоговой домик.
Дети. Добиться полного ответа
Грамматический строй речи
Логопед: А теперь давайте поиграем в игру «Закончи предложение». Я начинаю предложение, а вы заканчиваете, обязательно, используя слова… моя Родина. Отвечать надо быстро, громко и правильно.
1. На карте обозначена …. моя Родина.
2. Я очень люблю…мою Родину.
3. Сегодня мы говорили о …моей Родине.
4. Я горжусь …моей Родиной
Физминутка. Общая моторика.
Логопед: Предлагаю вам игру. Давайте попробуем сплести венок из слов. Все слова связаны темой Родина. Я задаю вам вопрос и бросаю мяч. Вы ловите его и отвечаете. Кто отвечает, бросает мяч мне.
1. Россия, какая? (Великая, красивая, милая, необозримая, богатая, сильная….)
2. Что еще красивое в России? (Горы, реки, моря, города, деревни)
3. А какое дерево является символом России? (Береза).
4.Почему Родину называют кормилицей, матушкой Россией?
5.Почему Родину называют отчизной?
Логопед: Дети, Откроем Лэпбук. вспомним пословицы и поговорки о Родине.
Жить - Родине служить.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Если дружба велика - будет Родина крепка.
На чужбине и калач не в радость, а на Родине и черный хлеб в сладость.
Кто за Родину горой – тот истинный герой.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Нет в мире краше Родины нашей.
Чужбина – калина, Родина - малина.
Береги Родину, как зеницу ока.
Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, желанию защищать ее.
Стихи о Родине.
Логопед: Родина наша очень красивая. Давайте посмотрим на красоту в стихах.
Михаил Пляцковский.
Родина
.Слышишь песенку ручья?
Это Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это Родина твоя.
Руки матери твоей,
Звон дождей
И в лесу смородина –
Это тоже Родина.
«Наша Родина».З.Александров.
Как велика моя земля,
Как широки просторы,
Озера, реки и поля,
Леса и степь и горы.
Раскинулась моя страна
От севера до юга
Когда в одном краю весна,
В другом снега и вьюга.
Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот,
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Логопед:- Ребята, у каждой страны есть свои отличительные знаки-символы. Давайте их вспомним.
- Верно, герб, флаг и гимн.
Дидактическая игра Собери из полосок флаги России и республики Башкортостан.
- Рассмотрите флаг России. Сколько полосок? Какого цвета полоски? Эти цвета выбрали не случайно. Белый цвет- цвет чистоты, красный цвет - цвет храбрости, Победы синий цвет - цвет неба, морей,рек - А самый главный человек нашей страны - это наш президент Владимир Владимирович Путин.
Посмотрите — это флаг РБ- прямоугольное полотнище из горизонтальных полос синего, белого и зеленого цветов. В центре белой полосы золотая эмблема — круг- внутри которого находится цветок курая.
- Что означают цвета на флаге Башкортостана?
-Синий означает небо- ясность , чистоту помыслов народов республики.
-Белый — воздух, миролюбие, открытость.
-Зеленый- землю, зеленую траву, богатые леса поля и горы.свободу, мудрость, вечную жизнь.
-Цветок курая — символ дружбы народов РБ
Флаг поднимается на зданиях городов, транспорте, во время соревнований,
праздников.
-Ребята, а как вы думаете, почему именно цветок курая изображен на флаге РБ?
Курай -это национальный инструмент башкир. Народы Башкирии с давних пор играют на нем, передавая в игре свою любовь к родине.
Логопед: Ребята, а как вы думаете, что бывает белого цвета? Ответ детей (снег, ствол березы)
А синего цвета Ответ детей (реки, моря, цветы васельки ,небо)
Фонематический слух
Игра на инструментах. Угадай что звучит?
Логопед: Бейте в ложки, играйте в дудки , балалайку и курай…
Физминутка
Раз, два, раз, два,
Вот березка, вот трава,
Вот полянка, вот лужок,
Веселей шагай дружок!
Итог: Вы меня очень порадовали. Много знаете о нашей Родине. Ребята, что Вам больше всего понравилось в нашем необычном путешествии? Что нового узнали? Ответы детей по мнемотаблице.
Логопед: И в завершении нашего разговора мы послушаем стизотворение «Родина»
Михаил Пляцковский.
Родина
.Слышишь песенку ручья?
Это Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это Родина твоя.
Руки матери твоей,
Звон дождей
И в лесу смородина –
Это тоже Родина.