Коррекционная непосредственно–образовательная деятельность с детьми разновозрастной башкирской группы
Подготовила и провела
учитель- логопед: Табулдина Л.И.
Цель: закрепить понятие о пчеловодстве, закрепить знания и умения, полученные в ходе проведения коррекционной работы по развитию артикуляционного аппарата.
Задачи: совершенствование лексического строя речи, обогощать, активировать и расширять словарь по теме;
Формирование и совершенствование грамматического строя речи согласовывать существительные с прилагательными в роде и падеже, числе;
Развитие связной речи: создать проблемную ситуацию, принять участие в ее обсуждении; развивать грамотно отвечать на вопросы; находить мотивацию к рассуждениям по данной теме.
Совершенствование общей и мелкой моторики.
Развивающие задачи: развитие тактильных ощущений;
Развитие правильного физиологического дыхания.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к фольклору башкирского народа; формировать представление о труде пчеловода , о пчелах, о пчеловодстве; воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям.
Для достижения цели были использованы такие методы и приемы:
Наглядный метод (картинный материал,),словесный метод ( беседа),игровой прием (артикуляционная гимнастика «как Язычок-медведь в лесу мед ел; театрализация башкирской народной сказки «Медведь и пчелы).Приглашенный в гости пчеловод расскажет о профессии пчеловода, о продукции пчеловодства и продемонстрирует помощников -инструментов. В заключении своего рассказа угостит медом.
Метод обследования : аромотерапия ( используется пчелиный воск ,прополис ,мед) , фито-терапия (фито-чай).
Решение задач осуществляются через такие образовательные области:
Здоровье(умение правильно дышать)
Познание(рассказ логопеда и гостя-пчеловода о пчелах и о пчеловодстве и их продукции)
Музыка (звуки леса).
Оборудование: видеоматериалы (пейзажи, флора, фауна, пчелы ,дадены , соты, труд пчеловодов ,медведи.)
Аудиозапись (звуки леса) .
Маски медведя и пчелок.
Чудо-коробка (травы душицы ,мед)
Наглядные картинки.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
1.организационный момент
Приветствие: Здравствуйте, ребята!
Вы, ребята, какие? добрые. умные, вежливые. Трудолюбивые ,честные?
Дети отвечают
Логопед: Давайте мы друг другу улыбнемся, улыбнемся гостям и поприветствуем их. Здравствуйте!
Мимическая гимнастика.
Какое сегодня утро
Сегодня доброе утро
Сегодня ясное утро
И будет солнечный день(улыбнулись)
А завтра какое будет утро
Завтра будет хмурое утро
И будет пасмурный день.( нахмурились)
А сегодня доброе утро и
Ясный, солнечный день.(улыбнулись)
Логопед- Ребята , на наших предыдущих занятиях, мы поз накомились со многими профессиями, давайте вспомним о них:
Развитие общей и мелкой моторики(сопряженная гимнастика)
Раз, два, три, четыре дети,
Очень много дел на свете
Вот военные идут , они границу берегут (маршировка)
А швея иглу берет, она одежду людям шьет.(шитье)
Дворник улицу метет,(метем)
Во двор птичница пришла, курам корм принесла.(кормим птиц)
Логопед- На свете очень много разных профессий. И есть такая профессия пчеловод. Как только наступают теплые весенние деньки, трудолюбивые пчелки начинают очищать свои домики и готовятся собирать нектар из цветков . А нектар они потом превращают в вкусный ароматный полезный мед. А человек им помогает в этой работе. Людей, которые занимаются этой работой ,называют пчеловодами. Сегодня мы познакомимся с профессией- пчеловод. Сейчас очутимся в весеннем лесу.
Давайте закроем глаза и сосчитаем до 5.Раз, два, три, четыре, пять и скажем :Лес встречай своих друзей!
Вот мы и в лесу. (Звучит аудио запись-мелодия курая и пение птиц) Как красиво!
Звукоподражания- артикуляционная разминка:
Вот нас встречают пчелки - как пчелки разговаривают : «З-З-З-З-З-З-З»
Поздороваемся с жуками :«Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж.»
Дятел дерево долбит :«Д-Д-Д-Д-Д-Д-Д-Д»
Кукушка кукует: «КУКУ-КУКУ-КУКУ»
Филин кричит : «У-У-У-У-У-У-У-У»
Соловей песенку поет : «ФЬЮ-ФЬЮ –ФЬЮ»
Скоро мы увидим пчеловода. А пока давайте вспомним башкирскую народную сказку «Медведь и пчелы» и поиграем в игру «Медведь и пчелы»
Подвижная игра» Медведь и пчелы»
Давайте считалочкой выберем медведя ,-«1-2-3 медведем будешь ты.» Одеваем шапочку. Медведь отходит в сторону.
Л: Полетели пчелки собирать нектар. (Дети – пчелки бегут, взмахивая крыльями приседают на корточки ,возле цветков.)
Л: Вот медведь идет. ( медвеж. походкой выходит медведь-ребенок и направляется к дуплу.)
Из дупла мед унесет,
Пчелки домой! (Дети –пчелы подбегают к дуплу)
Д: Слова пчелок : «Это дупло ,домик наш,
Уходи медведь от нас: (з-з-з-з)»
(Дети-пчелки машут крыльями и прогоняют медведя)
В это время входит человек – пчеловод: Здравствуйте, мои друзья! Как в сказке медведи и сейчас нападают на пасеку, разаряют пчелиные домики. А вот мы пчеловоды охраняем пчел . Ведь пчелы, наверное, самые полезные для нас насекомые из всех насекомых земного шара. Все продукты жизнедеятельности пчел, а их немало: (мед, прополис, пчелиный воск, маточное и трутневое молочко, пчелиный яд) – человек использует с большой пользой для себя.
Пчела- это символ трудолюбие, коллективизма, польза в сельском хозяйстве от чел огромна, поскольку они являются одними из самых активных опылителей цветковых растений.
Чтобы собрать ложку меда, 200 пчел должны собирать нектар в течение дня.
В народе говорят, что пчела водится только у добрых людей, а злых не любят.
Пчела единственное существо, которое полезна во всем. Даже страшный пчелиный является лекарством, а после смерти, пчела тоже приносит пользу людям: из пчелиного подмора ( погибших пчел) делают лекарство.
Для своей работы пчеловод использует такие инструменты:
Дымарь- его дыма боятся пчелы, в это время они не кусают человека .
Специальный нож- с двух сторон точеный- для того ,чтобы срезать верхний слой медовой запечатанной рамки.
Стамеска-с ее помощью берутся медовые рамки из улья, Вилка- для протыкания ячеек, чтобы тек мед.
Метелочка- для встряхивания пчел с медовой рамки.
Роевой домик- отделившийся рой пчел от большой пчелиной семьи, помещается в этот домик и 1-2 дня держат в темном месте, например в омшаннике.
Омшанник –это помещение, где зимуют пчелы.
А вот продукты пчеловодства- прополис, пчелиный мор(настойка),воск, и самый ценный продукт –мед . Угощайтесь, ребята медом, будьте здоровы!
Логопед- Спасибо Вам большое за увлекательный рассказ.
Ребята, давайте , повторим новые слова и поделим их на слоги( посчитаем сколько слогов в каждом слове), слоги прохлопаем.
Ды-марь, нож, ста-мес-ка, вил-ка, ме-те-лоч-ка , ом-шан-ник, рой,семь-я.
Молодцы. Вот и пришло время попрощаться с нашим гостем, он торопиться к своим пчелам. До свидания. Спасибо вам большое.
А теперь громко и выразительно расскажем стихотворение
Где была ты?
Тут и там!
Где летала?
По цветам!
Что домой ты принесла?
«Мед» - ответила она.
Заключительная часть.
Анализ.
Дополнительный материал.
Артикуляционная гимнастика.
Медведь из башкирской народной сказки
«Медведь и пчелы»
Медведь по лесу бродит,
От дуба к дубу ходит.
Находит в дуплах мед,
И в рот себе кладет.
Облизывает лапу,
Сластёна косолапый!
А пчелы налетают ,
Медведя догоняют,
И пчелы жалят мишку:
«Не ешь наш мед воришка!»
Бредет лесной дорогой,
Медведь к себе в берлогу.
Ложится, засыпает,
И пчелок вспоминает.Упр. «Чашечка», Упр. «Вкусное варенье» Упр. «Часики», Упр. «Лакание» Упр. «Перешагивание»,Упр. «Иголочка», Упр. «Бег