Ладушки
Логопедические технологии и методики применения в моей работе с детьми-логопатамиПри диагностике и коррекции звукопроизношения предпочтение отдаю традиционным и проверенным временем методикам и технологиям известных педагогов, логопедов и дефектологов. ТЕХНОЛОГИИЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ. Цель логопедического обследования - выявление нарушений различных компонентов речевой системы, их характера, глубины и степени, а также компенсаторных возможностей; определение маршрута индивидуального развития. Для обследования звукопроизношения используюметодику Г. А. Волковой "Методикапсихолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи". Также активно используюметоды логопедического обследования детей, рекомендованные Г. В. Чиркиной. ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ. Работу по коррекции звукопроизношения осуществляю на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми. . В ходе индивидуальных занятий мною решаются следующие задачи: • уточнение произношения звуков; • постановка и закрепление отсутствующих звуков; • развитие фонематического восприятия; • преодоление затруднений в воспроизведении слов различной слоговой структуры; • закрепление изученных лексико – грамматических конструкций. При коррекции недостатков звукопроизношения используюметодики Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, В. И. Рождественской, М. Ф. Фомичевой, А. И. Богомоловой, С. Н. Шаховской, Т. А. Ткаченко. ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ НАРУШЕНИЯХ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ. Одним из компонентов логопедического занятия является дыхательная гимнастика. Развитие дыхания один из первых и очень важных этапов воздействия на детей логопатов независимо от вида их речевого дефекта. Детям с нарушениями речи требуется обучение правильному типу дыхания с помощью специальных коррекционных физических упражнений. При формировании речевого дыхания использую методики Л. И. Беляковой и А. Н. Стрельниковой. Применение данных технологийпозволяет детям с заиканием усвоить правила использования плавности речевого высказывания, детям с дизартрией нормализовать голос, интонационную выразительность речи в целом, способствуют правильному программированию речевого высказывания. ТЕХНОЛОГИЯЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА. При работе с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения, применяю различные приёмы логопедического массажа. Дифференцированный логопедический массаж – часть комплексной медико - психолого – педагогической работы, направленной на коррекцию различных речевых расстройств. Массаж использую при работе с детьми с дислалией, дизартрией, заиканием. При этих формах речевой патологии (особенно при дизартрии) массаж является необходимым условием эффективного логопедического воздействия. Логопедический массаж провожу по авторской методике Е. А. Дьяковой. ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ. Одной из существенных задач по коррекции речи является расширение и активизация словарного запаса, работа над грамматическим оформлением речи. Работу по развитию и обогащению словарного запаса провожу как на индивидуальном, так и на групповом занятии. Цель реализации технологий: формирование и коррекция лексико-грамматической стороны речи дошкольников. Задачи: • Формирование речевой активности. • Расширение пассивного и активного словаря. • Формирование навыков словоизменения. • Формирование навыков словообразования. • Формирование навыка употребления простых и сложных предложений. В работе использую программы иметодические рекомендации Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Н. С. Жуковой, Т. А. Ткаченко, Н. В. Нищевой. ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевойдеятельности. У детей с нарушениями речи связная речь сформирована недостаточно. Ограниченный словарный запас, многократное использование одних и тех же слов в различных значениях делает речь детей бедной и стереотипной. Формирование связной речи приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. В работе по развитию связной речи использую приёмы, рекомендованные Л. Н. Ефименковой. При обучению рассказыванию опираюсь на систему работы В. П. Глухова и на рекомендованные имметоды: - составление высказываний по наглядному восприятию; - воспроизведение прослушанного текста; - составление рассказа – описания; - рассказывание с элементами творчества. Также использую оригинальную и эффективную систему работы развития связной речи, разработанную Т. А. Ткаченко. Её технологию моделирования и проигрывания сказок использую на индивидуальных логопедических занятиях. Активно внедряю предложенные ею схемы и модели для обучения детей составлению описательных рассказов. На индивидуальных занятиях использую технологиюформирования слоговой структуры слова, предложенную Т. А. Ткаченко. Изучая различные методики и технологии развития связной речи, мною была разработана и написана авторская программа по развитию речи детей дошкольного возраста "Речецветик", рассчитанная на 4 года обучения. В практической работе с детьми активно использую следующиетехнологии: - Технология проблемного обучения. Создаю проблемные ситуаций с целью активизации самостоятельной деятельности воспитанников. - Технология развивающего обучения. Ориентирую образовательный процесс на потенциальные возможности детей. Активизирую взаимодействие воспитанников с окружающей средой как самостоятельных субъектов на всех этапах деятельности. - Технология сотрудничества. Совместно с детьми вырабатываем содержание занятий, даём оценку, находимся в состоянии сотрудничества, сотворчества. - Технологиядифференцированного обучения. При работе учитываютипологические особенности детей(аудиалы, визуалы, кинестеты) и уровень их речевого развития. - Игровые технологии. Во время образовательного процесса проигрываем сюжеты реальных жизненных ситуаций, придумываем и восстанавливаем сказочные сюжеты и истории. Для большей эффективности коррекционно-развивающего процесса активно внедряю в свою работу нетрадиционные и инновационные технологии. Эти технологии нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых технологий и привносят в них новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных функций и их активизации.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Для логопедической работы с детьми, имеющими нарушения речи, включение элементов сказкотерапии позволяет решать следующие задачи: • создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребенка; • совершенствование лексико - грамматических средств языка; • совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; • развитие диалогической и монологической речи; • взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов; • создание на занятии благоприятной атмосферы, улучшение психоэмоционального состояния детей; • приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору. Сказкотерапия развивает в детях активность, самостоятельность, творчество, эмоциональность, связную речь. В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся открытыми к восприятию действительности, проявляют заинтересованность в выполнении различных заданий. Куклотерапия –использование в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклы, как промежуточного объекта взаимодействия ребенка и взрослого. Цель куклотерапии – помочь сгладить переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, повысить самосознание, разрешить конфликтные ситуации в коллективной деятельности. Изо-терапия Техники изо-терапии, используемые для развития речи: • пальцевая живопись; • рисование на стекле; • рисование на манке; • рисование ладонями. Пескотерапия - метод терапии, способствующий более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы. Песочная терапия способствует: • совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства; • обогащению словарного запаса; • развитию связной речи; • побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания; • развитию фантазии и образного мышления. Цветотерапия (Хромотерапия) – восстановление индивидуального биологоческого ритма с помощью специально подобранного цвета. Цветотерапия способствует • улучшению психологического микроклимата в детском коллективе; • стимуляции интеллектуального и эмоционального развития дошкольников; • приобретению детьми навыков психофизической релаксации. Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Мнемотехника помогает в развитии: • связной речи; • ассоциативного мышления; • зрительной и слуховой памяти; • зрительного и слухового внимания; • воображения; • ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Телесноориентированныетехники Обращая внимание на развитие двигательной сферы ребёнка, мы опосредованно влияем на развитие психических свойств. Способность ребёнка контролировать свои телесные проявления влияет на развитие его характера, способностей и конечно же речи. • биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки; • упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом; • дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Упражнения позволяют повышать стрессоустойчивость, улучшать мыслительнуюдеятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, улучшают как настроение, так и самочувствие выполняющего их человека. Логоритмика - это система музыкально-двигательных речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции. Пальцевый массаж • прищепочный массаж; • массаж орехами, каштанами; • массаж шестигранными карандашами; • массаж чётками; • массаж травяными мешочками; • массаж камнями; • массаж приборами Су-Джок терапии; • массаж специальными сенсорными мячами, кольцами, валиками. ИНФОРМАЦИОННЫЕТЕХНОЛОГИИ В своей работе использую информационно - коммуникативныетехнологии. Для закрепления лексического материала, а также для автоматизации звуков использую компьютерные игры, видеопризентации и видеоуроки. Возможность использования ИТ в логопедии: • повышает мотивацию к логопедическим занятиям; • расширяет сюжетное наполнение традиционной игровойдеятельности; • даёт возможность быстрого создания собственного и дидактического материала; • визуализирует акустические компоненты речи; • расширяет спектр невербальных заданий; • обеспечивает незаметный для ребёнка переход от игровойдеятельности к учебной; • предоставляет значительные возможности в развитии ВПФ: схематизации, символизации мышления; формировании планирующей функции мышления и речи; • за счёт повышенного эмоционального тонуса осуществляет более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память. Использование всех вышеперечисленных технологийприводит к повышению эффективности коррекционной работы. Считаю, что в работе учителя-логопеда важно сохранить как традиционные подходы, так и развивать новые направления логопедической теории и практики, а также помнить, что любая инновация хороша не сама по себе, а как средство, метод, служащий определенной цели. В этом отношении очень важны этапы ее освоения и распространения, которые как раз и показывают необходимость и действенность новой технологии. 29 мая 2019 в 04:59
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.